Государственно-монополистический капитализм

● Почему происходит перерастание монополистического капитализма в го сударственно-монополистический

● Сущность государственно-монополистиче ского капитализма

● ГМК и развитие капиталистических отношений

Почему происходит перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический

Фундаментальную основу эволюции капиталистического хо зяйства в направлении к государственно-монополистической его форме образует дальнейшее углубление противоречия между общественным характером производства и капиталистическим присвоением.

Процессы концентрации, специализации и комбинирования общественного производства в XX столетии протекают с нара стающей скоростью. Структура общественного производства еще более усложняется в связи с бурным развитием таких отраслей, как электроэнергетическая, нефтедобывающая и нефтехимиче ская, автомобильная, судостроительная и авиационная, с воз никновением атомной и ракетно-космической, электронной и радиотехнической промышленности, множатся и крепнут техно логические связи внутри отраслей и между ними. В то же время они подвергаются крутой ломке из-за постоянных струк турных сдвигов в экономике, порождаемых научно-техническим прогрессом.

Углубление общественного характера производства предъяв ляет новые требования к формам и методам ведения капитали стического хозяйства. Основной их смысл сводится к обеспечению большей планомерности регулирования общественного производ ства и распределения ресурсов. Создание все более крупных ка питалистических объединений, образование транснациональных корпораций способствуют частичному разрешению этого противо речия на основе частнокапиталистического обобществления. Одна ко без участия государства невозможно обеспечить относительную пропорциональность развития экономики в целом и даже ее отдель ных сфер.

Уже развитие акционерного дела, как отмечал К. Маркс, «ведет к установлению монополии и потому требует государственного вмешательства» . С переходом к монополистической стадии кар тина меняется качественно. Теперь необходимость участия госу дарства в процессах современной хозяйственной жизни диктуется не той или иной конкретной ситуацией, а отражает органическую потребность всей экономической системы капитализма, достигшей высокого уровня обобществления производства.

Даже крупные монополистические корпорации и финансовые группы, международные картели оказались не в состоянии охва тить своим контролем весь рынок, внести необходимые элементы планомерности в процессы производства в масштабах своих стран. В государственном вмешательстве нуждается также развитие со циальной и производственной инфраструктуры, решение проблем урбанизации, экологических проблем и т. п. Стало очевидным, что нормальное функционирование капитала требует многосто роннего и систематического участия государства в экономических процессах.

Государственно-монополистическое регули рование есть реакция на обострение противоречий воспроиз водства. Закономерно вырастая из частномонополистического ре гулирования, оно опирается на соединение в особый механизм силы монополий и силы буржуазного государства.

Разумеется, такое регулирование направлено прежде всего на сохранение и расширенное воспроизводство системы капитали стической эксплуатации.

Исторически рождение ГМК связа но с первой мировой войной. «Вой на...— писал В. И. Ленин,— гигантски ускорила развитие капитализма, пре вращая монополистический капита лизм в государственно-монополисти ческий...» 2 Но то была специфическая форма развития ГМК, характеризуемая как военно-государственный монополи стический капитализм.

Развитие современных форм ГМК уходит своими корнями в кризис 1929—1933 гг., когда невиданное обо стрение экономических противоречий на базе монополистического капита лизма поставило весь буржуазный строй на грань катастрофы. Во многих странах объем производства сократился вдвое, безработным стал каждый чет вертый. В этих условиях в США —цитадели мирового капитализма,— наи более ощутимо испытавших послед ствия экономического кризиса 1929— 1933 гг., президентом Рузвельтом был провозглашен «новый курс», направ ленный на решение комплекса задач по обеспечению стабильности капита листического воспроизводства с по мощью государственных мер. Посте пенно и в других странах капитала такая экономическая политика государ ства стала приобретать права граждан ства. Не случайно, что именно в то время, в 1936 г., вышла в свет книга известного буржуазного экономиста Д. М. Кейнса «Общая теория занято сти, процента и денег», давшая теоре тическое обоснование необходимости целенаправленных государственных ме роприятий для обеспечения полной занятости, ограничения стихийности эко номических процессов.

Вторая мировая война на какое-то время отодвинула решение острых эко номических проблем, выявленных в 30-е годы. Однако после ее окончания во всех капиталистических странах возникли опасения, что с переходом к мирной экономике вновь дадут себя знать прежние коллизии и главная из них — массовая безработица. Вера в автоматизм функционирования капи талистического производства, в доста точность мотивов накопления частного капитала и регулирующих возможно стей рынка и конкуренции оказалась основательно подорванной. Большин ство теоретиков и политиков все более склонялись к признанию того, что без активного использования государства капиталистическая экономика разви ваться нормально не может.

Не меньшее, если не большее зна чение для становления ГМК имели по следствия двух мировых войн, в которых столкнулись интересы нацио нальных отрядов мировой буржуазии. Экономическая разруха, рост недоволь ства широких народных масс заставили капиталистов и их идеологов искать на основе общеклассовых интересов путь к более тесной сплоченности.

В том же направлении действовал ход мирового революционного процесса. Социалистическая революция в России показала, что замена капитализма но вым общественным строем, теоретиче ски обоснованная марксизмом, может быть успешно проведена на практике. Великий Октябрь глубоко повлиял на рабочее движение в капиталистических странах, национально-освободительную борьбу народов колониальных и зави симых регионов. Устойчивость капи талистических отношений подверглась серьезному испытанию, и это, естест венно, не могло не стимулировать ши рокое государственное вмешательство в экономику. Государство превратилось в участника хозяйственной жизни.

Таким образом, обострение всего комплекса противоречий империализма с неизбежностью выдвигало на авансцену бур жуазное государство — и как силу политическую, стоящую на страже капиталистических порядков, и как силу экономическую, призванную взять на себя общие функции регулирования капи талистического хозяйства.


Отвлечённое

 
 

Умное меню