Противоречия государственно-монополистического капитализма

Сохраняя основное производственное отношение капитализма, тo есть эксплуатацию непосредственного производителя, лишенного средств производства, государственно-монополистический капи тализм заметно меняет характер отношений между различными субъектами экономической жизни: немонополистическими товаро производителями, крупными монополистическими концернами, го сударством.

В результате вмешательства государства в экономику опре деленную модификацию претерпевают отношения собственности. Государство само становится в более или менее широких масшта бах субъектом собственности.

На начальных этапах становления ГМК (в период первой миро вой войны и особенно после второй мировой войны) казалось, что магистральный путь развития ГМК — это расширение государ ственной собственности. Государство взяло «под свое крыло» те средства производства и сообщения, которые не могли эффективно развиваться даже при акционерной форме владения. Собственность государства встала в один ряд с другими формами капиталисти ческой собственности — индивидуальной, акционерной, коопера тивной и др.

Но вскоре, однако, выяснилось, что ведущая тенденция раз вития ГМК связана не с повышением удельного веса государ ственной собственности. Когда частные капиталистические корпо рации окрепли, умножили свою производственную и финансовую мощь, значительная часть государственной собственности была реприватизирована, то есть вновь превращена в акционерную. Но это не только не подорвало основ государственно-монополисти ческой системы отношений, но, наоборот, укрепило их.

Тем не менее во всех главных капиталистических странах государственные и смешанные предприятия сохраняют сильные позиции в экономике. Сфера их распространения достаточно обширна. Государственные предприятия, как правило, функциони руют в отраслях инфраструктуры с большим сроком окупаемости затрат (энергетика, транспорт, связь, коммунальное обслужива ние), в капиталоемких производствах (добывающая промышлен ность). В прошлом государство либо национализировало убыточ ные отрасли, либо, напротив, брало на себя риск и расходы по созданию предприятий в новых отраслях, где, как правило, требо вались большие первоначальные вложения в сферу НИОКР.

На государственных предприятиях также осуществляется про цесс эксплуатации, причем произведенная прибавочная стоимость в конечном счете используется в интересах буржуазии. Формы хозяйствования здесь во многом сходны с формами частномонополистической деятельности. Но есть и различия.

Частные монополии руководствуются лишь интересами при своения возможно большей прибыли. Государство же обычно преследует более широкие цели, направленные прежде всего на придание большей устойчивости экономическому росту. Мотив прибыли для государственных предприятий не всегда является главным. Поэтому правительство может в определенных пределах маневрировать, скажем, отпускными ценами. Поставляя частным предприятиям сравнительно более дешевое сырье, электроэнергию, транспорт, предоставляя им бесплатно (или по низким ценам) результаты научных исследований, которые велись за государ ственный счет, государство перераспределяет часть созданной на его предприятиях прибавочной стоимости в пользу частного секто ра. Однако ограниченные возможности извлечения прибыли, а то и отсутствие ее в течение длительного времени, зависимость от бюджета и монопольное положение нередко приводят к снижению эффективности государственных предприятий, стимулируют пере ход в частные руки. Именно такая волна реприватизации захлест нула государственный сектор в 80-х годах, когда значительная часть принадлежащих ему предприятий в большинстве развитых стран была распродана и превратилась в частные или смешан ные компании.

ГМК оказывает на отношения собственности не только пря мое, но и многообразное косвенное влияние: через осуществление макроэкономической функции государства (налоги, кредитную политику и т. д.), законодательную деятельность. В этих усло виях реализация отношений капиталистической собственности уже неотделима от экономической роли государства.

ГМК заметно изменяет основное производственное отношение капитализма — между наемным трудом и капиталом. Это выра жается в глубокой государственной регламентации условий найма, использования и увольнения рабочей силы, правил ее оплаты и социального страхования. Формально свобода волеизъявления каждого из участников конкретной сделки по купле-продаже рабочей силы, конечно, сохраняется. Но фактически условия этой сделки в значительной мере предопределены существующим зако нодательством, в котором отражены соотношение сил между клас сами, итоги борьбы трудящихся за свои права на данном конкрет ном этапе развития.

В современных условиях заработная плата, выплачиваемая предпринимателем, покрывает лишь часть расходов по воспроиз водству рабочей силы. Выплаты из фондов социального страхо вания (государственные и частные), бесплатное общее, а в отдель ных случаях и бесплатное специальное образование, известная компенсация расходов по приобретению новой профессии и повы шению квалификации — все это свидетельство того, что воспроиз водство рабочей силы в условиях ГМК приобретает все более отчетливо выраженную общественную форму.

В условиях ГМК сильно изменились и формы присвоения прибыли. В частности, резко возрастает объем перераспредели тельных операций через государственный бюджет. Государство непосредственно устанавливает цены на продукцию своих пред приятий, регулирует кредитно-денежную сферу. Оно имеет возможность в течение длительного времени искусственно поддер живать уровень рентабельности отдельных отраслей и видов произ водств, ограждая их от действия закона стоимости. При поддержке государства возникают и развиваются научно-исследовательские лаборатории и центры, не приносящие прибыли в течение долгого времени.

Центром перераспределительных процессов, их регулятором и контролером выступает «коллективный капиталист» — госу дарство. Оно использует свое уникальное, основанное на эко номической и политической силе (делегированной ему клас сом собственников) монопольное положение для поддержания капиталистического способа производства в жизнеспособном со стоянии.

Механизм регулирования капиталистического хозяйства в условиях ГМК

● Современный хозяйственный механизм капитализма

● Государственные финансы

● Регулирование денежно-кредитной системы

● Вопросы структур ной политики и программирования


Отвлечённое

 
 

Умное меню