Углубление общественного характера производства в условиях монополистического капитализма

Монополистический капитализм придал мощное ускорение процессам обобществления производства, развитию и услож нению организационно-экономических отношений на всех уров нях — предприятия, монополистического объединения и обще ства в целом.

Обобществление производства на уровне предприятия полу чило развитие во всех ранее известных формах. Однако наи больший размах приобрело комбинирование, то есть соединение в одном комплексе последовательных стадий от переработки сырья до выпуска готовых изделий или организации переработки всех побочных продуктов и отходов. На новую ступень подни мается и организация производства внутри предприятия. Она ха рактеризуется жесткой регламентацией производственного рит ма, строжайшим соблюдением технологического режима, четкой организацией обеспечения и обслуживания производства, широ ким применением управленческой техники.

В условиях монополистического капитализма резко возрас тает роль такой сферы организационно-экономических отноше ний, как производственные связи между предприятиями, входя щими в одну фирму, одну корпорацию. Монополии охватывают десятки и даже сотни заводов, фабрик, исследовательских и дру гих организаций. Процесс монополизации усиливается на основе диверсификации производства и образования монополистиче ских конгломератов, объединяющих компании самых разных от раслей — от электроники до сферы услуг.

Конечно, по своему содержанию концентрация и обобщест вление производства и монополизация не совпадают. Обобщест вление производства отражает движение производительных сил, а монополизация производства характеризует развитие произ водственных отношений, степень централизации капитала. В рам ках одной монополии могут быть объединены и вовсе не связан ные между собой предприятия. Но такая форма хозяйствования не означает прогресса в обобществлении производства. Вместе с тем монополизация производства оказывает влияние на орга низационно-экономические отношения между заводами и фабри ками, входящими в фирму, корпорацию и даже в более обшир ные конгломераты. Эти отношения постепенно перестраиваются на принципах внутрифирменных связей, которые, с одной сторо ны, качественно отличаются от отношений внутри отдельного предприятия, а с другой — от отношений в масштабах всего ка питалистического общества, базирующихся на рыночных прин ципах. Внутри монополистических объединений функционирует система планомерного монополистического регулирования, гос подствует «железный» закон строгого определения пропорций, централизованного распределения ресурсов и т. д.

Вместе с тем опыт многих концер нов показал, что жесткое регулирова ние деятельности каждого из их под разделений имеет свои границы, нару шение которых чревато снижением эффективности. Поэтому процессы при нятия решений переводятся на много уровневый принцип. В наибольшей степени централизованы те решения, которые определяют стратегическую линию развития концернов, координа цию деятельности различных подраз делений, формирование и распреде ление финансовых ресурсов. В осталь ных вопросах каждое из подразделе ний концерна наделяется значительной хозяйственной самостоятельно стью.

Большинство концернов стремится обеспечить условия, при которых круп ные его подразделения могли бы действовать на началах полной само окупаемости. В этих целях концерны обычно используют аналоги рыночных инструментов — устанавливают транс фертные (расчетные) цены на про дукцию внутрифирменного оборота, вводят плату за предоставляемый от делениям капитал, дают руководству отделений право распоряжаться «оста точным» доходом (в рамках опреде ленных ограничений).

Господство монополий внесло существенные изменения в ха рактер межфирменных организационно-экономических отноше ний. Обобществление в этой сфере проявляется в тенденции ук репления связей между отдельными контрагентами. Это обус ловлено потребностями современного крупного производства, которое в огромной мере зависит как от устойчивости рынков сбыта, так и надежности поставщиков сырья и полуфабрикатов. Поэтому для современного капитализма типично развитие пря мых отношений, в частности, производственной межфирменной кооперации, обмена научно-технической информацией, конт рактной системы, работы на заказ. В последнее время получают распространение и такие формы межфирменных связей, как ор ганизация совместных производств и научно-технических про ектов.

Контрактная система и работа на заказ охватывают практи чески все крупные предприятия, выпускающие до 2/з и более про изводимой продукции, всю сферу так называемых государствен ных рынков (государственные закупки), поглощающих до 10 — 12% конечной продукции, субподрядные отношения между крупными и мелкими предприятиями. Изменилась также орга низация рынков основной сельскохозяйственной продукции, ко торые в странах ЕЭС, например, более чем на 90% своего объема регламентируются специальным государственным или региональ ным законодательством. Чисто стихийный рынок функционирует ныне в весьма ограниченных масштабах, в основном в мелкой розничной торговле и ряде отраслей сферы услуг.

Процесс обобществления производства значительно повы шает роль научно-технической и коммерческой информации, стандартизации и унификации изделий и технологий в разви тии экономики. Наиболее важные и развитые формы организа ционно-экономических отношений, связанных с этими компонен тами, выходят за рамки отдельных монополий и в определенной мере охватывают всю организацию экономики капиталистических стран.

Развитие разнообразных форм прямых экономических, орга низационных и научно-технических связей между фирмами, осо бенно между фирмами-производителями и фирмами-потребите лями, поднимает на более высокий уровень обобществление всего капиталистического производства.


Отвлечённое

Бригада сделает ремонт квартир Пионерская выгодно.

 
 

Умное меню