Экономические кризисы

Общественное воспроизводство, как уже говорилось в первом " разделе, выступает как единство производства, распределения, обмена и потребления продукции. Это в полной мере относится К капиталистическому воспроизводству, которое придает этим "стадиям и функциям движения общественного продукта ка питалистическую форму — форму движения капитала. И при капитализме определяющим и исходным является собственно производство, завершающим — потребление, а связь между ними опосредуется распределением и обменом. В процессе распределе ния формируются доходы капиталистов, наемных рабочих, дру гих социальных слоев и групп, а в сфере обмена, выступающего при капитализме в виде рынка, происходит реализация обще ственного продукта.

Реализация занимает в капиталистическом воспроизводстве особое место.

Во-первых, потому, что в процессе продажи товаров на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства: изношенные машины заменяются новыми, пополняются запасы сырья, материалов, топлива; рабочие приобретают на заработную плату предметы и услуги личного потребления, необходимые для воспроизводства рабочей силы.

Во-вторых, реализация продукции — это самый сложный кри тический момент в процессе воспроизводства каждого индивиду ального капитала, а значит, и общественного капитала в целом. Ведь именно на рынке произведенный продукт и затраченный на него труд доказывают свою социальную значимость, получают общественное признание. Любая заминка в реализации обществен ного продукта или какой-то его части вызывает нарушение нор мального хода воспроизводства. Если же товары в массе своей не находят сбыта, то наступает экономический кризис перепроизвод ства.

В чем же состоит проблема реализации общественного продукта при капитализме? Она состоит в том, что каждая часть обществен ного продукта по стоимости в соответствии с ее экономическим наз начением должна найти замещающую ее часть по натурально-веще ственной форме. Иначе говоря, каждый предприниматель, каждое монополистическое объединение должны реализовать производи мые у них товары и услуги и вместе с тем иметь возможность приобрести на рынке необходимые им новые средства производ ства, а участники капиталистического производства — приобрести товары личного потребления.

В принципе такая возможность при капитализме существует, и она с большими или меньшими издержками реализуется. Но для этого необходима строгая пропорциональность между составными частями общественного продукта — по стоимости и по натурально-вещественной форме. Пропорциональность обеспечивается усло виями реализации общественного продукта при простом и рас ширенном воспроизводстве, в основе которых лежат общие эконо мические пропорции, о которых речь шла во второй главе учеб ника. При капитализме эти пропорции принимают специфически капиталистическую форму, которая не меняет, однако, их обще экономического содержания.

Рассмотрение воспроизводства общественного капитала еще раз указывает на огромное, первостепенное значение рынка как важнейшей организующей силы капиталистического хозяйства. Возникновение и развитие рынка — сначала местного, затем на ционального и впоследствии мирового — представляет собой одно из важнейших проявлений поступательного развития капита лизма.

Капиталистический рынок развивается на основе углубления общественного разделения труда, все более глубокой дифферен циации производителей, усложнения отраслевой структуры эконо мики.

Традиционно обособление различных видов трудовой дея тельности происходило прежде всего в сфере производства средств производства: все более разнообразными становились орудия и предметы труда, появлялись новые типы техники, требовавшей специализации предприятий и отраслей. Поэтому исторически ка питалистический рынок рос в основном за счет разнообразия и массы реализуемых средств производства.

Этот процесс продолжается и в современных условиях, сви детельством чего служит бурный рост химической и нефтехи мической промышленности, электроники, других новейших от раслей. Однако в последнее время усиливается тенденция к ро сту рынка за счет предметов потребительского назначения, в том числе новых, технически совершенных видов продукции: автомобилей, телевизоров, видеотехники, бытовой электроники и т. д.

Анализируя проблему воспроизводства и реализации общест венного продукта, К. Маркс считал возможным и необходимым отвлечься от внешнего рынка, чтобы рассмотреть проблему в чи стом виде. Но, анализируя современные условия воспроизводства, следует подчеркнуть, что воспроизводственный процесс вышел 3$ пределы национальных экономик и фактически осуществляет ся в масштабах мирового хозяйства. Сегодня экономика любой капиталистической страны в гораздо большей степени, чем рань ше, зависит от состояния мирового капиталистического рынка, от потоков капитала и товарных масс, движущихся из одних стран Другие, от мировой рыночной конъюнктуры. В результате вос производство общественного капитала отдельных стран все больше превращается в составную часть воспроизводства в масштабе ми рового капиталистического хозяйства. Это — закономерность сов ременного капитализма.

Господство монополий и развитие государственно-монополи стического капитализма существенно изменили формы рыночного регулирования. Стихия рынка оказалась в значительной мере по тесненной и ограниченной действиями крупных капиталистиче ских компаний, концернов, созданием гарантированного государством рынка сбыта различных товаров, государственным регулиро ванием всей совокупности условий реализации общественного продукта.


Отвлечённое

 
 

Умное меню